Как аккредитив помог швейной фабрике вовремя рассчитаться с поставщиками и запустить новое направление
Иногда чтобы выйти на новый уровень, бизнесу приходится менять модель работы: искать новый рынок, переделывать продукт, добавлять новую производственную линию. Чтобы развиваться, компании даже покупают конкурентов или начинающие предприятия в смежной индустрии. Но бывают ситуации, когда в бизнесе решают заняться чем-то совершенно новым.
Так случилось с компанией ООО «Производственно-швейная фабрика „Швейзер“». Юрлицо открыли в Чебоксарах в 2010 году, основным бизнесом в «Швейзере» было собственное швейное производство. Там, например, отшивали школьную форму. Но в 2019 в компании увидели новую нишу для развития и решили инвестировать в пассажирские перевозки.
Мы обратились к директору ООО «Производственно-швейная фабрика „Швейзер"» Александру Козлову, чтобы обсудить, как аккредитив помог бизнесу рассчитаться с поставщиками на выгодных условиях и начать новую главу в истории фабрики.
ТОП-10 отраслей, где популярны аккредитивы
От швейного производства к автобусу № 35
Швейное предприятие успешно развивалось с 2010 года, но в 2019 году в руководстве «Швейзер» занялись диверсификацией бизнеса. В компании решили сделать ставку на рынок пассажирских перевозок. Причин сразу несколько: у основателя был опыт в этой сфере, в компании предусмотрели подходящий дополнительный ОКВЭД, и «Швейзер» получил лицензию на пассажирские перевозки. К тому же в тот момент в Чебоксарах менялись предприятия, обслуживающие маршруты городского транспорта. Опыт и возможности «Швейзера» совпали с благоприятными обстоятельствами: открылся потенциал для выгодных инвестиций.
В «Швейзере» приняли решение участвовать в аукционных торгах за право обслуживать городской автобусный маршрут № 35. По условиям торгов компания брала на себя обязательство организовать перевозки по маршруту на десять лет: с 2019 по 2029.
Для открытия нового бизнес-подразделения «Швейзеру» потребовалось закупить целый автобусный парк. По условиям торгов на маршруте № 35 должны работать 13−15 автобусов вместимостью не меньше 64 человек. При этом в автобусном парке компании не могло быть моделей старше 2017 года.
В «Швейзере» стали искать поставщиков автобусов, соответствующих требованиям торгов, и договорились сразу с несколькими компаниями. Чтобы закупить 15 новых автобусов на газомоторном топливе — 10 «Лотосов» и 5 «Волгабасов» — «Швейзер» обратился за кредитом в Сбербанк.
Банк одобрил кредит и предложил «Швейзеру» оплачивать поставки через аккредитивы. В компании не были знакомы с этой формой расчётов, но решили последовать совету банка.
«„Швейзер“ начал заниматься пассажирскими перевозками с первого ноября 2019 года. Чтобы купить автобусы, мы попросили кредит в Сбербанке, и нам предложили оформить сделки по покупке через аккредитив. Мы не знали, что это за форма расчётов. Рынок неизвестный, сумма крупная, партнёры незнакомые. Но в итоге не пожалели: сделка прошла прозрачно и без проблем».
Александр Козлов
Директор ООО «Производственно-швейная фабрика „Швейзер“»
Как проходит сделка с аккредитивом
Аккредитив — это форма расчётов, которая сводит к минимуму риски в любой сделке. Она устроена так: покупатель обращается в банк и резервирует сумму сделки на специальном счёте. Продавец получает уведомление, что в его пользу открыт аккредитив, оказывает услуги или поставляет товары. Затем продавец (или покупатель) предоставляет в банк документы, подтверждающие успешное завершение сделки, и деньги уходят продавцу. Если сделка не состоится, деньги вернутся к покупателю.
Как работает аккредитив
Для расчётов с поставщиками используются безотзывные аккредитивы. То есть, покупатель не может забрать деньги, зарезервированные для оплаты, и расторгнуть сделку в одностороннем порядке. Другими словами, это гарантия для продавца, что банк заплатит ему, если продавец поставит товар. Изменения возможны только с согласия обеих сторон.
В случае с кредитом механизм практически не меняется: просто вместо средств компании в аккредитиве резервируются деньги, которые покупателю предоставил банк.
Так и произошло в сделках «Швейзера». Компания договаривалась с поставщиком автобусов о ценах и заключала договоры. Банк одобрял кредит и открывал аккредитив в пользу продавца. Когда «Швейзеру» приходили автобусы, банк проверял документы и, убедившись, что всё в порядке, делал платёж продавцу.
Поставщиков автобусов у «Швейзера» было несколько, поэтому процедура повторилась несколько раз. В итоге все поставщики сразу получили деньги за автобусы, «Швейзер» вовремя запустил маршрут и теперь может постепенно расплачиваться с банком на комфортных условиях.
«Когда автобусы отправили, продавец передал закрывающие документы в банк, и в течение пары дней аккредитив раскрывался, то есть, банк переводил деньги. Закрывающими документами были обычные товарные накладные, ничего специфического. Работали со Сбербанком только через клиентского менеджера. Сделка прошла быстро и комфортно».
Александр Козлов
Директор ООО «Производственно-швейная фабрика „Швейзер"»
Почему аккредитив — выгодная форма расчётов для всех сторон крупной сделки
Аккредитив часто используют, чтобы обезопасить себя от неожиданных обстоятельств или недобросовестности контрагента. Когда две компании впервые заключают договор, всегда есть определённый риск: один из участников может выйти из сделки в последний момент и возникнет конфликтная ситуация. Чем больше сумма оплаты, тем выше риск.
Аккредитив служит для продавца гарантией получения денег в случае успешной сделки, а для покупателя — гарантией получения товара. Поэтому с аккредитивом компании могут заключить договор на любую сумму без увеличения риска, даже если раньше не работали друг с другом.
Преимущества аккредитива от Сбера
Воспользуйтесь аккредитивом прямо сейчас
Аккредитив в Сбербанке вы можете открыть за 1 рабочий день
Аккредитив с использованием кредитных средств имеет дополнительные преимущества. Он не только обеспечивает безопасность сделки, но и позволяет покупателю моментально расплатиться с поставщиками, даже если сейчас у него не хватает оборотного капитала. Кредитные деньги уйдут на оплату конкретной сделки без промежуточных этапов, к тому же банк дополнительно проверит договор и убедится, что документы в порядке.
Например, «Швейзеру» было бы сложно получить отсрочку у целой группы продавцов. Компания впервые закупала автобусы, поэтому не имела экспертизы на рынке, и был риск заключить договор с недобросовестным контрагентом. Аккредитив помог решить обе проблемы: сделки безопасно прошли под контролем банка и на выгодных условиях для «Швейзера».
«Поставщики хорошо отреагировали на предложение использовать аккредитив. Для них было важно вовремя получить деньги».
Аккредитив — безопасная форма расчётов с поставщиками, потому что гарантирует продавцу оплату, а покупателю — поставку товара. Благодаря аккредитиву даже незнакомые компании могут заключить договор на крупную сумму.
Аккредитив на кредитные средства помог швейной фабрике диверсифицировать бизнес и запустить автобусный маршрут: удалось быстро и с минимальными рисками расплатиться с несколькими незнакомыми поставщиками.
Аккредитив на кредитные средства имеет дополнительные преимущества: покупателю не требуется выводить крупную сумму из оборота, чтобы оплатить поставку, при этом продавец сразу получает деньги.
Как аккредитив помог «Швейзеру» диверсифицировать бизнес
Благодаря аккредитиву 15 новых автобусов регулярно курсируют по маршруту №35 в Чебоксарах с 43 остановками: в час пик интервал — 8 минут, в остальное время — 15.