22 ИЮНЯ 2020
СТАТЬЯ
4 главные проблемы бизнеса в закупках
Государственная или даже коммерческая закупка — многоступенчатый и сложный процесс, поэтому предпринимателю без опыта легко потеряться в деталях и допустить ошибки.

В этой статье обсудим 4 проблемы в закупках, с которыми часто сталкиваются небольшие компании. Попробуем объяснить причины, из-за которых возникают трудности, и предложить решения.
1. Непрозрачный доступ к закупкам
С 2019 года все открытые госзакупки — то есть тендеры по 44-ФЗ и 223-ФЗ — должны проводиться через интернет. Большинство крупных коммерческих торгов тоже проводят на электронных площадках.

С одной стороны, это упрощает предпринимателю доступ к закупкам и уравнивает шансы на победу для компаний разных размеров. С другой стороны, проведение торгов в интернете может создавать дополнительные проблемы для небольших компаний.
1
Во-первых, открылись уже сотни электронных торговых площадок, и некоторые из них платные. Предприниматели, которые впервые начинают искать закупки, могут не разобраться, с какой площадкой выгоднее всего работать. Тогда они потратят деньги на доступ к торгам впустую, а в небольшом бизнесе любые лишние расходы могут помешать развиваться.
2
Во-вторых, на каждую торговую площадку нужно регистрироваться отдельно. Иногда у них разные требования к документам и сроки аккредитации. Как правило, для поиска подходящего тендера предпринимателю нужно завести профиль хотя бы на двух–трёх площадках — например, на двух для госзакупок и на одной для коммерческих. Регистрация отнимет время.
3
В-третьих, для участия в закупках через интернет потребуется электронная подпись. На её выпуск уйдёт несколько рабочих дней, плюс за подпись нужно платить 5 000–7 000 ₽ в год. У разных площадок требования к электронной подписи могут отличаться.
Решение: используйте Единую информационную систему в сфере закупок, программы по поиску тендеров и универсальную электронную подпись.
Чтобы упростить себе доступ к закупкам, в первую очередь стоит завести профиль в Единой информационной системе в сфере закупок. Там отражаются все госзакупки и есть перечень электронных площадок, на которых можно в них участвовать — в июне 2021 для госзакупок таких всего 8.

Для коммерческих закупок нет единой системы, но есть программы, которые собирают данные о тендерах с сотен площадок и помогают подобрать предложение по заранее заданным фильтрам. Например, такой агрегатор есть у Контура.

Наконец, стоит выпустить универсальную электронную подпись, которая подойдёт и для 8 площадок госзакупок и для тех агрегаторов коммерческих тендеров, которые вам нужны.
Есть ли банковское сопровождение в вашем контракте?
Проверим вместе с экспертами банка
2. Высокие требования к подрядчикам
В простых тендерах, например, на покупку товаров или проведение небольших ремонтных работ, для поставщиков обычно нет существенных требований. И в государственных, и в коммерческих закупках могут участвовать и физлица, и ИП.

Но в услугах, где нужны лицензии и разрешения, требований к подрядчику больше — они прописываются в договоре и зависят от закупки. Ещё дополнительные ограничения есть в 44-ФЗ и 223-ФЗ: в этих закона указан список критериев, которым должен соответствовать любой подрядчик в госзаказе. Например, на момент участия в госзакупке у вас не должно быть недоимок по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.
Решениe: начинайте с коммерческих закупок.
Если по каким-то причинам вы не можете участвовать в закупках по 44-ФЗ или 223-ФЗ или сам регламент госзакупок кажется вам слишком долгим и сложным, вы можете сначала попробовать коммерческие тендеры. Для участия в них важнее всего ваша производительность и качество, а не юридический опыт.
3. Необходимость платить обеспечение, чтобы участвовать в торгах
Для участия в некоторых закупках вам потребуется внести обеспечение заявки. Это процент от суммы контракта, который вы перечисляете на специальный счёт. Эти деньги служат гарантией того, что выигравший подрядчик заключит договор и возьмётся за выполнение работ по закупке.

Если подрядчик хочет участвовать в нескольких закупках одновременно, то должен иметь на счетах достаточно средств для обеспечительных платежей — для малого бизнеса это затруднительно.
Решение: используйте финансовые инструменты для участников закупок.
Для участников закупок существуют специальные банковские продукты, например, тендерные кредиты. Они помогут вам покрыть обеспечение. Изучите кредитные программы для участников закупок в крупнейших банках, а также проверьте ваши региональные агентства поддержки бизнеса. Иногда они могут помочь участникам госзакупок получить кредит.
4. Недоверие со стороны заказчика
Незнакомые организации, даже подписавшие договор, вправе не доверять друг другу. Например, заказчики тендеров могут намеренно задерживать оплату по проекту. Они переживают, что исполнитель потратит деньги не на целевые нужды, из-за этого возникнут перерасходы или работа будет некачественной.

Это особенно актуально в закупках на большие суммы. Чем крупнее проект и чем больше субподрядчиков работает у победителя тендера, тем выше риски нерациональных расходов в бюджете.
Решение: используйте банковское сопровождение.
Проблема недоверия в государственных тендерах фактически уже решается на законодательном уровне — в некоторых закупках по 44-ФЗ вам обязательно нужно подключить банковское сопровождение.
Эта услуга работает так: подрядчик открывает отдельный счёт, предназначенный для расходов по проекту, а банк контролирует финансовые потоки и проверяет документы, на основании которых совершают платежи.

Так банк снижает риски и неопределённость в проекте, позволяет партнёрам больше доверять друг другу. Заказчик знает, что деньги не уйдут не по назначению, поэтому будет вовремя финансировать проект. А подрядчик сможет спокойно работать, зная что на проекте нет проблем с оплатой.
Сопровождение встречается не только в госзакупках, но и во многих коммерческих договорах. Эта услуга выгодна обеим сторонам, поэтому не переживайте, если увидите её в качестве обязательного условия в закупке. Работа подрядчика не станет сложнее, если к проекту подключится банк: даже наоборот, появится дополнительная страховка от проблем.
При этом стоит отметить, что даже если банковское сопровождение не предусмотрено при заключении контракта, исполнитель самостоятельно может договориться с банком о подключении этой услуги в рамках планируемой сделки, что будет ещё одним плюсом для заказчика при выборе победителя.
С какими проблемами чаще всего сталкивается бизнес в закупках и как их решить?
Возникли вопросы
Напишите нам, мы ответим в ближайшее время
или есть предложения?

© Все права защищены. Проект Сбера
Контракт под контролем
Форма для вопросов и предложений
Ваша почта
Ваше имя
Ваш комментарий